Сусальное золочение. Золочение поталью.
Сусальное золочение. Золочение поталью.
Можно просто намазать поверхность, подлежащую золочению, чем- либо липким и аккуратно наложить на нее золото. Но это не совсем верно, тогда на золоте будут видны все неровности поверхности и мелкие царапины, а также вряд ли можно будет таким способом добиться металлического эффекта. Поэтому для качественного золочения требуется хорошая подготовка под золото.
Технология масляного золочения: сначала подготавливают поверхность, заделывая шпаклевкой крупные щели, трещины, царапины и пр. Затем, после высыхания, зачищают шпаклевку. После наносят несколько слоев грунта, в зависимости от пористости поверхности, как правило три-пять слоев. Грунт можно подкрашивать в разные цвета, это конечно же будет отражаться и на цвете позолоты. Обычно это желтый, темно-красный, коричневый. Таким образом, к цвету золота будет добавляться оттенок грунта. Далее идет обработка грунта, лакирование в несколько слоев и шлифовка каждого второго слоя лака. В конце поверхность полируют по возможности до блеска, покрывают лаком — мордан и накладывают золото или поталь.
Клеевое золочение – этот вид золочения используется для предметов внутренней обстановки, и в основном для золочения деревянных изделий. Клеевое золочение выполняют в основном по гипсу, папье-маше, дереву.
Технология клеевого золочения: сначала подготавливают поверхность, расчищая рисунок орнамента и заделывая шпаклевкой крупные щели, трещины, царапины. Затем, после высыхания, зачищают шпаклевку и покрывают мездровым клеем. После наносят левкас. Наносят 7-9 слоев с промежуточной шлифовкой и рассечкой орнамента. Последний слой обрабатывают мелкой шкуркой и полируют. Места нанесения золота смачивают водкой или спиртом разведенным водой и осторожно накладывают листочки золота. Подсохшую поверхность осторожно обметают мягкой кистью, убирая излишки. При использовании технологии клеевого золочения, золото получается матовое. Однако используя другие клеящие составы можно получить и глянец (блеск).
Полиментное золочение – этот вид золочения используется для предметов внутренней обстановки и дороже предыдущих видов в два – три раза, так как требует дополнительной подготовки поверхности и полировки золота. Однако декоративный эффект получаемого золочения превосходит все остальные, поскольку золото полируется. Полимент – это специально приготовленный состав основной компонент которого — мелкозернистая жирная глина темно-красного цвета (болюс).
Технология полиментного сусального золочения: сначала подготавливают поверхность, расчищая рисунок орнамента и заделывая шпаклевкой крупные, щели, трещины, царапины и пр. Затем, после высыхания, зачищают шпаклевку и покрывают мездровым клеем. После наносят левкас. Наносят до 9 слоев с промежуточной шлифовкой и рассечкой орнамента. Последний слой обрабатывают мелкой шкуркой и наносят полимент смешанный с яичным белком 5-б слоев. После высыхания полимент полируют сукном или щетинной кистью. Места нанесения золота смачивают и осторожно накладывают листочки золота. После высыхания золото полируют до блеска.
- Поталь это металлическая фольга — заменитель сусального золота. Изготавливается поталь из недорогих металлов, соответственно ее стоимость меньше чем стоимость сусального золота. Поталь имеет смысл применять для золочения больших по площади предметов, где золочение сусальным золотом было бы очень дорого. Как правило, толщина листа потали больше чем у золота, тем самым работа с поталью намного проще, чем с сусальным золотом.